Изготовление устройств доступности (пандус)
Позвоните нам
Заходите в гости
г. Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, 271

Требования законодательства о создании доступной среды

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДОСТУПНОСТИ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

      Согласно действующему законодательству, отсутствие доступности подъездов жилых домов является прямым нарушением: прав потребителей, Жилищного кодекса РФ, государственной программы «Доступная среда», ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), а также ряда других законодательных актов, за неисполнение которых предусмотрены административные наказания. При размещении на марше лестницы устройства доступности (в народе не верно  именуемого пандусом) изготовленного и размещённого с нарушением регламента по пожарной безопасности, Вы несёте огромный риск возбуждения в Вашем отношении административного производства (с очень большими штрафными санкциями), либо вообще попасть под возбуждение в Вашем отношении уголовного производства. 
  Законодательство Российской Федерации требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Это конституционное положение и требование норм международного права содержится в ст. 2, ст. 15 ФЗ № 181–ФЗ от 21.11.1995 г. «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», абз.4 раздела 1, ч. 35 раздела 2 государственной программы «Доступная среда на 2011 – 2015 г.», ч. 6 ст. 3, п. 1 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", в п. «в» ч. 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491), а также в других международных и законодательных актах РФ.
    При этом обязанность и ответственность за надлежащее обеспечение условий доступности, в соответствии с требованиями законодательства возложена на руководящих лиц – ответственных за содержание жилых домов. Об этом прямо указано в ст. 15 ФЗ № 181–ФЗ от 21.11.1995 г. «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа…», ч. 23 "Всемирной программы действий в отношении инвалидов» (принята 03.12.1982 г. Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН) «… Любое лицо, возглавляющее какое-либо предприятие, также должно сделать его доступным для людей, имеющих дефекты. Это относится к государственным учреждениям различного уровня, неправительственным организациям, фирмам и частным лицам. Это также актуально и на международном уровне», ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ «При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме …», ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ «При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, …».  Также это следует из ч. 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ «В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».
     Беспрекословность выдвинутых государством требований о создании доступной среды подтверждается абз. 10 разд. 3 государственной программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» согласно которому «Контроль за соблюдением требований, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в пределах их компетенции», а также введением административных санкций для лиц, допустивших данное нарушение: ст. 9.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в виде административного штрафа до 30 000 (тридцати тысяч) рублей, ст. 7.22 КоАП РФ «…лица, ответственные за нарушение правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, несут ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей», ст. 14.4 КоАП РФ «…за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований влечёт наложение административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ «…непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом влечёт наложение административного штрафа до 10 000 (десяти тысяч) рублей».
   Кроме того, согласно ч. 1 ст. 2.2. КоАП РФ «Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично». Также следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельством, отягощающими административную ответственность, признаётся повторное совершение однородного административного нарушения». Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ «Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено». Согласно ч. 6 ст. 13 закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответственного лица (организации) за несоблюдение в добровольном порядке  требований потребителя штраф в размере 50% (пятидесяти процентов) от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также: «Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% (пятьдесят процентов) суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам». Это также отражено в ч. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и предписывает суду взыскивать с ответчика в пользу потребителя штраф в независимости от того, заявлялось ли такое требование суду. Кроме того в ч. 45 вышеуказанного постановления чётко определено, что «При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя». 
     Также следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 105 Гражданского процессуального кодекса РФ «Судебные штрафы, наложенные судом на не участвующих в рассмотрении дела должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций за нарушение предусмотренных федеральным законом обязанностей, взыскиваются из их личных средств».
    Стоит специально отметить, что отсутствие согласия собственников жилья по содержанию общего имущества в состоянии, обеспечивающим доступность пользования помещениями не избавляет от ответственности лиц, ответственных за содержание жилого дома. 
     В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации", а не собственниками жилых помещений, либо лицами, ответственными за содержание жилых домов. Согласно п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ и части 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) «Общее имущество … должно обеспечивать … доступность пользования помещениями". Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу собственников помещений относится марш лестницы. Следовательно, под надлежащим содержанием лестничных маршей жилых домов, следует понимать создание условий доступности методом размещения на марше лестницы устройств доступности для маломобильной группы населения.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
п. 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ «Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц».
----------------------------------------------------------------------------------------------------
     При этом стоит придать должное значение формулировкам законодателя о том, что данное распоряжение носит императивный (требующий) характер: «… должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации», в связи с чем были введены административные наказания.
     Согласно ч. 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491) «Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором».
     Законодательство РФ (как и законодательство других стран) требует обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильной группы населения к зданиям и помещениям. Следует уточнить за что именно была введена административная ответственность: ст. 9.13 КоАП «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей». 

ПРИМЕЧАНИЕ     

    Международное законодательство требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Эти требования норм международного права содержатся в: части 21 и части 23 "Всемирной программы действий в отношении инвалидов" (принятой 03 декабря 1982 г. Резолюцией 37/52 Генеральной ассамблеей ООН); ст. 2, ст. 14,"Конвенции о правах инвалидов" (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106); в правилах № 4 и № 5 "Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов" (принятых 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96) Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций); Это следует из "Декларации о правах инвалидов" (Провозглашённой Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1975 г. № 3447); из ст. 13 "Всеобщей декларации прав человека" (принятой Резолюцией 217А (3) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.); ст. 2 Протокола от 4 ноября 1950 г. № 4 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод".
    В части 1 ст. 4 «Конвенции о правах инвалидов» (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61 /106 подписанной в 2008 г. и ратифицированной в 2012 г.) указано, что «…государства – участники обязуются принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции». Частью 9 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» определено, что «При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362-364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта». В п. 2 ч. 11 этого же постановления указано, что «Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод».
       В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" нормативный документ СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильной группы населения» с  1 июля 2015 г. является обязательным к исполнению.
     Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N689-О-О Конституционный суд РФ определил, что обязанность по созданию доступной среды также возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
     Распоряжение от 27 октября 2014 года №2136-р.  Продляет срок реализации государственной программы «Доступная среда» продлён до 2020 года.

 

Телефон:
Адрес:
г. Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, 271